«РУССКАЯ КВОТА»: АНАЛИЗИРУЕМ ТЕКСТ СОГЛАШЕНИЯ, КОММЕНТАРИЙ НИКОЛАЯ РАСТОРГУЕВА («МОНИТОР»)

Nikolaj-Rastorguev-Monitor
Дьяков Александр 07.10.2015

Квотирование состоялось — в формате “картельного соглашения“, как выразился Министр культуры Владимир Мединский, свои подписи под документом поставили ведущие кинотеатральных сетей России. В этом списке нет сетей «Синема Парк» и «Формула кино», но невозможно представить, чтобы их руководители не участвовали в обсуждении и подготовке данного соглашения.

Со своей стороны мы можем только предположить, что это связано с определенными внутренними бизнес-процессами — на рынке уже давно обсуждается информация, что в скором времени «Синема Парк» может завершить сделку по приобретению «Формулы кино». Еще один важный фактор — кинотеатры этих двух сетей располагаются в подавляющем большинстве в крупных городах, где доля просмотра зарубежных фильмов значительно выше, чем в регионах. А судя по характеру заключенного соглашения и декларируемых целей его участниками, никто не собирается ломать всю структуру бизнеса.

Данное соглашение не носит законодательный характер: тут уместнее использовать понятие «договор о намерениях» -сообща работать на повышение доли российского кинематографа. На первый взгляд, опасаться нечего — участники отрасли и государство обозначают свое стремление к диалогу, с другой стороны, многие независимые кинотеатры, прежде всего малозальные, остались в стороне от этого процесса и очень боятся создания прецедента. Но если правила игры на 2016 год были приняты, то значит не стоит опасаться введения квотирования на законодательном уровне, что стало бы «летальным исходом» для ряда показчиков.

Подписание соглашения — безусловно, решение политическое, которое должно удовлетворить обе стороны — и Минкульт, который деньгами поддерживает отечественное производство, и «Киноальянс», который прикладывает все усилия, чтобы его точка зрения имела серьезный вес при обсуждении ключевых отраслевых вопросов. Показательно и то, что первая («радикальная») версия соглашения была отвергнута кинотеатрами, и удалось согласовать цифры во второй редакции. При взгляде со стороны складывается благоприятная картина, потому что потрясения — это то, что сегодня противопоказано индустрии кино.

СТРОЧКА ЗА СТРОЧКОЙ

В распоряжении редакции CINEMAPLEX оказался текст соглашения, в котором едва ли не более значительная роль, по сравнению с 20% сеансов для российского кино, отводится демонстрации перед каждым сеансом социальных рекламных роликов продолжительностью на более 1 минуты.

Демонстратор принимает на себя обязательство по безвозмездной демонстрации социальных рекламных роликов… перед началом каждого киносеанса в каждом кинозале каждого кинотеатра.

При этом Фонд кино и Министерство культуры вправе осуществлять контроль за исполнением данной обязанности в любое время. Санкции в случае невыполнения взятых на себя обязательств в документе отсутствуют, но также очевидно, что Фонд кино очень внимательно проанализирует результаты работы со стороны демонстраторов, а министерство культуры сделает соответствующие выводы. Это подчеркивается и последним пунктом соглашения, где предусмотрена пролонгация документа на следующий календарный год, если ни одна из сторон не выскажется за его прекращение.

Самый обсуждаемый в сообществе пункт документа сформулирован так:

Демонстраторы обязуются приложить максимальные усилия для демонстрации российских фильмов в объеме не менее 20% экранного времени в год, начиная с 1 января 2016 года по 31 декабря 2016 г. При этом российские фильмы могут демонстрироваться во временном промежутке с 9.00 до 00.00 каждого дня.

Итак, обязанность кинотеатров — максимально стараться, а дальше остается надеяться, что российские продюсеры повысят качество снимаемого контента, чтобы его хотелось продлевать на третью неделю или даже месяц.

Стороны также пришли к соглашению включить представителей кинотеатральных сетей в экспертные советы Министерства культуры и Фонда кино, которые принимают участие в отборе проектов, представляемых продюсерами к публичной защите. Помнится, на одной из встреч в рамках «Киноальянса» кто-то из кинотеатров высказывал желание более активно участвовать в этом процессе. В настоящий момент в состав Экспертного совета Фонда кино из кинотеатров входит только Майя Манерова.

В процессе изучения документа у нас возникло единственное методическое замечание: демонстраторы берут на себя обязательства отдавать российскому кино 20% сеансов в год, а Фонд кино обязуется осуществлять контроль исполнения и ежемесячно предоставлять Министерству культуры отчет о ходе исполнения обязательства. В отношении социальных роликов никаких проблем у кинотеатров не возникнет, но ситуация с прокатом по месяцам будет напоминать настоящую синусоиду — достаточно вспомнить, что российские продюсеры практически в полном составе игнорируют летние месяцы для проката своих проектов, считая их «некассовыми».

Очевидно, что продюсеры и производители отечественного продукта могли бы очень помочь демонстраторам — и объективной оценкой своих проектов и их амбиций, и правильной постановкой релиза в графике выхода в прокат, и грамотным маркетингом. Ответственность должна быть взаимной.

Мы взяли небольшой комментарий у Николая Расторгуева, главы сети кинотеатров «Монитор», который является членом правления НП «Киноальянс».

Что Вы думаете о подписанном крупнейшими сетями документа о добровольном квотировании фильмов российского производства?

«Я считаю, что такие решения должны осуществляться централизованно — через «Киноальянс», который объединяет показчиков, а не подписываться сетями по отдельности. На протяжении очень долгого времени мы пытаемся донести до чиновников мысль о том, что кинотеатры готовы и хотят поддерживать российское кино. Если есть качественный фильм, то мы будем расписывать его с большим удовольствием, и никаких вопросов тогда не возникнет.

Другое дело, когда нам предлагается контент не самого высокого качества, а мы обязаны его прокатывать. Можно понять продюсера, который готовит один фильм к выпуску в течение года и представляет особые требования для проката своего детища, но ведь он покажет свое кино, и на этом для него все закончится, а нам продолжать работать на этом рынке весь год!

Министерство, продюсеры и кинотеатры должны добиваться одной цели — повышения доли российского кино, используя рекомендательные меры и сотрудничество, а не устанавливать заведомо невыгодные бизнес-условия. Вторжение в систему кинопроката уже привело к печальным последствиям в мае и этой осенью. Например, мне лично очень понравился фильм ВОИН, но экономика кинопроката была нарушена, и в итоге нам приходится очень трудно сейчас, когда одновременно выходит столько больших релизов, а кинотеатры несут потери, потому что им просто негде развернуться.

Или ситуация с фильмом РОДИНА, который мы очень хотим прокатывать, потому что видим в этом особую ценность и важность для общества, но на предложенной дате мы не в состоянии дать больше сеансов, в том числе и по причине предшествовавшего переноса блокбастера Fox, и нам тогда просто отказывают в прокате. И это очень обидно, потому что мы хотим показывать российское кино, и кинотеатры будут выстраиваться за ним в очередь, чтобы расписать самые интересные и важные релизы.

И еще я хотел бы добавить, что нам необходимо уделить огромное внимание образованию в школах, просветительской деятельности — что зрители должны ходить и смотреть отечественные фильмы. В школе закладываются очень важные вещи, которые потом сыграют очень важную роль.

Подписание этого документа — отражение того, что кинотеатры готовы к диалогу с государством. Наше желание — быть патриотами своей стороны и при этом не ломать основы бизнеса, который выстраивался на протяжении целого десятилетия.

В «Киноальянсе», где я являюсь членом правления, мы регулярно собираемся, обсуждаем самые важные вопросы и надеемся, что наши пожелания будут наверху услышаны. Прокатывать много российского кино — конечно, кинотеатры согласны, но при этом ни в коем случае не должна опускаться планка качества продукта. Например, на «Кино Экспо» мы посмотрели несколько хороших отечественных фильмов — обязательно будем ими работать.

Если навязывать определенные условия проката, то мы никогда не добьемся тех результатов, которые получим, тесно сотрудничая».

http://cinemaplex.ru/2015/10/07/kvotirovanie-analiz.html